Что такое ликвидация ООО?
Любое предприятие можно ликвидировать в добровольном или принудительном порядке. Законодательство дает возможность использовать различные формы скрытой ликвидации, при котором первоначальные собственники ООО передают свои доли третьим лицам.
Принудительный процесс закрытия проходит только в судебном порядке или путем банкротства. Учредители общества могут в любой момент принять решение о добровольной ликвидации. На этом этапе нужно учитывать следующие нюансы:
- Решение о прекращении деятельности ООО принимается единогласно.
- Ликвидационный процесс должен учитывать интересы потенциальных кредиторов.
На первой стадии закрытия компании следует выполнить 3 шага:
- Подготовиться к проведению общего собрания участников ООО — оформить проект решений, сформировать повестку дня, уведомить собственников о месте и времени собрания.
- Провести общее собрание — единогласно утвердить решение о прекращении деятельности, кандидатуру ликвидатора или состав ликвидационной комиссии.
- Оформить бланк уведомления в инспекцию ФНС о начале ликвидационной процедуры.
Ликвидация ООО возможна только путем реорганизации, банкротства или полного завершения деятельности.
Уведомление налоговой инспекции о начале ликвидации ООО
Для начала необходимо заполнить бланк уведомления в ИФНС. Для этого ликвидатор или председатель комиссии использует форму Р15001, и заверяет ее в нотариальной конторе.
В налоговый орган направляются следующие документы:
- Решение общего собрания участников или единственного собственника (отправляется только оригинал документа).
- Форму Р15001 с удостоверительным штампом нотариуса.
Госпошлина при подаче указанных документов не уплачивается. Подать их нужно в трехдневный срок путем личного обращения в ИФНС, заказным письмом по почте или через нотариуса.
Получение уведомления о внесении записи о ликвидации в ЕГРЮЛ
После того, как налоговая инспекция получила уведомление, она должна внести в ЕГРЮЛ информацию о начатой ликвидации. Помимо отражения этих сведений в реестре, заявитель получит на руки уведомление о внесении данной записи. Этот документ официально подтверждает, что компания может приступить к следующим стадиям ликвидационного дела.
Сформировать промежуточный ликвидационный баланс
Баланс составляют после того, как все кредиторы пришлют требования. Стандартной формы нет, его составляют на основе формы №1 «Бухгалтерский баланс». Этим должен заниматься бухгалтер.
Чтобы утвердить баланс, придется опять собирать участников и составлять протокол собрания. После этого нужно отправить в налоговую новый пакет документов:
- Уведомление по форме Р15 016 с подписью нотариуса.
- Промежуточный ликвидационный баланс.
- Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
- Документы с подтверждением публикации в «Вестнике».
Налоговая примет документы, через пять дней внесет в государственный реестр запись, что сдали баланс, и выдаст копию записи.
Рассчитаться по долгам
Ликвидационная комиссия должна рассчитаться по долгам из ликвидационного баланса.
Долги выплачивают в таком порядке:
- Клиентам, сотрудникам или любому человеку, которому компания должна компенсацию морального вреда или вреда жизни и здоровью по решению суда.
- Сотрудникам по зарплатам, отпускным, выходным пособиям — все, что работодатель должен был заплатить и не заплатил.
- Налоги, страховые взносы, штрафы.
- Кредиторам и подрядчикам.
Если у компании не хватит денег, чтобы рассчитаться со всеми долгами, придется продавать имущество или объявлять банкротство.
Добровольная ликвидация ООО
После получения из налоговой инспекции уведомления о внесении записи в ЕГРЮЛ, процедура закрытия компании будет иметь такой алгоритм действий:
- Размещение публикации в официальном издании — «Вестнике государственной регистрации».
- Уведомление всех известных кредиторов о начатом ликвидационном процессе.
- Назначение налоговым органом камеральной или выездной проверки.
- Утверждение промежуточного ликвидационного баланса.
- Его утверждение в окончательной форме и направление в ИФНС заявления о ликвидации.
Публикация извещения является обязательным требованием закона, для этого оформляются следующие документы:
- Сопроводительное письмо в двух экземплярах.
- Решение о ликвидации и назначении ликвидатора.
- Заявка на публикацию (2 экз.).
- Платежный документ, подтверждающий оплату за их размещение.
При любой ликвидации вы должны уведомить своих кредиторов. Сразу после публикации нужно направить каждому известному кредитору письменное уведомление о начале ликвидационной процедуры.
Потом могут возникнуть проблемы. Например, налоговая инспекция может приехать для проверки. Это не обязательное условие, а при наличии нулевой отчетности может и вовсе не назначаться.
Завершающая стадия ликвидации ООО:
- Утверждение ликвидационного баланса в окончательной форме.
- Оплата госпошлины в сумме 800 рублей.
- Заполнение бланка Р16001 и его удостоверение в нотариальной конторе.
- Направление комплекта документов в ИФНС.
- Регистрационные действия, в результате которых компания будет исключена из ЕГРЮЛ.
- Выдача выписки из госреестра с записью о прекращении деятельности.
В налоговый орган нужно предоставить не только заявление по форме Р16001, но и решение об утверждении ликвидационного баланса, заполненная форма баланса, квитанция оплаты госпошлины.
Получение свидетельства о ликвидации
У налоговой службы есть 5 дней, чтобы рассмотреть поданное заявление. Если соблюдены все требования законодательных актов, выносится положительное решение, а в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации юридического лица. Одновременно аннулируется регистрационный номер ОГРН, который присваивался при открытии компании.
Единственным документом, который подтверждает ликвидацию ООО, является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007.
Способы подачи и получения документов в процессе ликвидации ООО такие же, как и при других обращениях в налоговую инспекцию:
- Лично председателем ликвидационной комиссии или ликвидатором.
- Представителем по нотариально удостоверенной доверенности.
- По почте с объявленной ценностью и описью вложения.
- Подписанные электронной цифровой подписью.
Закрытие расчетных счетов
В процессе ликвидации ООО нужно также выполнить ряд формальностей, которые не связаны с обращением в налоговые органы:
- Уничтожение печатей и штампов.
- Сдача документации в архив.
- Закрытие расчетных счетов в банковских учреждениях.