Ликвидация предприятия

Что такое ликвидация ООО?

Любое предприятие можно ликвидировать в добровольном или принудительном порядке. Законодательство дает возможность использовать различные формы скрытой ликвидации, при котором первоначальные собственники ООО передают свои доли третьим лицам.

Принудительный процесс закрытия проходит только в судебном порядке или путем банкротства. Учредители общества могут в любой момент принять решение о добровольной ликвидации. На этом этапе нужно учитывать следующие нюансы:

  • Решение о прекращении деятельности ООО принимается единогласно.
  • Ликвидационный процесс должен учитывать интересы потенциальных кредиторов.

На первой стадии закрытия компании следует выполнить 3 шага:

  • Подготовиться к проведению общего собрания участников ООО — оформить проект решений, сформировать повестку дня, уведомить собственников о месте и времени собрания.
  • Провести общее собрание — единогласно утвердить решение о прекращении деятельности, кандидатуру ликвидатора или состав ликвидационной комиссии.
  • Оформить бланк уведомления в инспекцию ФНС о начале ликвидационной процедуры.

Ликвидация ООО возможна только путем реорганизации, банкротства или полного завершения деятельности.

Уведомление налоговой инспекции о начале ликвидации ООО

Для начала необходимо заполнить бланк уведомления в ИФНС. Для этого ликвидатор или председатель комиссии использует форму Р15001, и заверяет ее в нотариальной конторе.

В налоговый орган направляются следующие документы:

  • Решение общего собрания участников или единственного собственника (отправляется только оригинал документа).
  • Форму Р15001 с удостоверительным штампом нотариуса.

Госпошлина при подаче указанных документов не уплачивается. Подать их нужно в трехдневный срок путем личного обращения в ИФНС, заказным письмом по почте или через нотариуса.

Получение уведомления о внесении записи о ликвидации в ЕГРЮЛ

После того, как налоговая инспекция получила уведомление, она должна внести в ЕГРЮЛ информацию о начатой ликвидации. Помимо отражения этих сведений в реестре, заявитель получит на руки уведомление о внесении данной записи. Этот документ официально подтверждает, что компания может приступить к следующим стадиям ликвидационного дела.

Сформировать промежуточный ликвидационный баланс

Баланс составляют после того, как все кредиторы пришлют требования. Стандартной формы нет, его составляют на основе формы №1 «Бухгалтерский баланс». Этим должен заниматься бухгалтер.

Чтобы утвердить баланс, придется опять собирать участников и составлять протокол собрания. После этого нужно отправить в налоговую новый пакет документов:

  • Уведомление по форме Р15 016 с подписью нотариуса.
  • Промежуточный ликвидационный баланс.
  • Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
  • Документы с подтверждением публикации в «Вестнике».

Налоговая примет документы, через пять дней внесет в государственный реестр запись, что сдали баланс, и выдаст копию записи.

Рассчитаться по долгам

Ликвидационная комиссия должна рассчитаться по долгам из ликвидационного баланса.

Долги выплачивают в таком порядке:

  • Клиентам, сотрудникам или любому человеку, которому компания должна компенсацию морального вреда или вреда жизни и здоровью по решению суда.
  • Сотрудникам по зарплатам, отпускным, выходным пособиям — все, что работодатель должен был заплатить и не заплатил.
  • Налоги, страховые взносы, штрафы.
  • Кредиторам и подрядчикам.

Если у компании не хватит денег, чтобы рассчитаться со всеми долгами, придется продавать имущество или объявлять банкротство.

Добровольная ликвидация ООО

После получения из налоговой инспекции уведомления о внесении записи в ЕГРЮЛ, процедура закрытия компании будет иметь такой алгоритм действий:

  • Размещение публикации в официальном издании — «Вестнике государственной регистрации».
  • Уведомление всех известных кредиторов о начатом ликвидационном процессе.
  • Назначение налоговым органом камеральной или выездной проверки.
  • Утверждение промежуточного ликвидационного баланса.
  • Его утверждение в окончательной форме и направление в ИФНС заявления о ликвидации.

Публикация извещения является обязательным требованием закона, для этого оформляются следующие документы:

  • Сопроводительное письмо в двух экземплярах.
  • Решение о ликвидации и назначении ликвидатора.
  • Заявка на публикацию (2 экз.).
  • Платежный документ, подтверждающий оплату за их размещение.

При любой ликвидации вы должны уведомить своих кредиторов. Сразу после публикации нужно направить каждому известному кредитору письменное уведомление о начале ликвидационной процедуры.

Потом могут возникнуть проблемы. Например, налоговая инспекция может приехать для проверки. Это не обязательное условие, а при наличии нулевой отчетности может и вовсе не назначаться.

Завершающая стадия ликвидации ООО:

  • Утверждение ликвидационного баланса в окончательной форме.
  • Оплата госпошлины в сумме 800 рублей.
  • Заполнение бланка Р16001 и его удостоверение в нотариальной конторе.
  • Направление комплекта документов в ИФНС.
  • Регистрационные действия, в результате которых компания будет исключена из ЕГРЮЛ.
  • Выдача выписки из госреестра с записью о прекращении деятельности.

В налоговый орган нужно предоставить не только заявление по форме Р16001, но и решение об утверждении ликвидационного баланса, заполненная форма баланса, квитанция оплаты госпошлины.

Получение свидетельства о ликвидации

У налоговой службы есть 5 дней, чтобы рассмотреть поданное заявление. Если соблюдены все требования законодательных актов, выносится положительное решение, а в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации юридического лица. Одновременно аннулируется регистрационный номер ОГРН, который присваивался при открытии компании.

Единственным документом, который подтверждает ликвидацию ООО, является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007.

Способы подачи и получения документов в процессе ликвидации ООО такие же, как и при других обращениях в налоговую инспекцию:

  • Лично председателем ликвидационной комиссии или ликвидатором.
  • Представителем по нотариально удостоверенной доверенности.
  • По почте с объявленной ценностью и описью вложения.
  • Подписанные электронной цифровой подписью.

Закрытие расчетных счетов

В процессе ликвидации ООО нужно также выполнить ряд формальностей, которые не связаны с обращением в налоговые органы:

  • Уничтожение печатей и штампов.
  • Сдача документации в архив.
  • Закрытие расчетных счетов в банковских учреждениях.
Что Вы получаете, сотрудничая с нами

Вы получаете партнёра-единомышленика, отношения с которым построены на исключительном доверии. Сначала ценности, а потом бизнес, как в прошлом веке, когда дворяне заключали договор рукопожатием.

Запрос на встречу
Гарантию экологичного и стабильного роста Вашего бизнеса
Уверенность в качестве и чистоте Вашего бухгалтерского и налогового учёта
Спокойствие и удовольствие от ведения бизнеса
Надёжного партнёра-единомышленника, заинтересованного в Вашем успехе
Возможность заниматься стратегическими задачами, не отвлекаясь на операционные процессы
Гордость за наш общий вклад в развитие предпринимательства в России

Мы с Вами - это синергия экологичности, честности и профессионализма, которая гарантировано ведёт к стабильному росту бизнеса.

Услуги по бухгалтерскому обслуживанию

edit_noteНаименование услуги

Экспресс анализ состояния учёта
Формирование учетной политики организации
Калькулятор услуг бухгалтерского учёта
Проведение сверки расчетов по налогам, сборам и взносам ИФНС
Постановка бухгалтерского учёта
Формирование бухгалтерской отчетности
Услуги для иностранных организаций и посольств
Постановка и ведение воинского учета

Сертификаты и лицензии