Что такое бухучет?
Бухгалтерский учет – это систематизированный сбор, фиксация, интерпретация информации и данных обо всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операциях и обязательствах, выраженных в финансовом отношении.
Бухучет обращает свое внимание на такие предпринимательские факторы:
- Имущественные активы коммерческой организации.
- Договоренности предпринимателя.
- Транзакции, осуществляемые в процессе предпринимательства.
Бухгалтерский учет обязателен с точки зрения отечественного законодательства. Основные положения, касающиеся его ведения, изложены в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, вступившем в силу 01 января 2013 года, и Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».
Кто ведет бухучет?
Для ведения бухгалтерского учета на предприятиях введена должность главного бухгалтера. Если размеры организации не позволяют иметь в штате главного бухгалтера, эти обязанности могут быть исполнены:
- Генеральным директором организации.
- Простым бухгалтером.
- Аутсорсинговой компанией.
Почему ведение бухучета важно?
Первой причиной ведения бухучета является законодательные требования. Не вести бухгалтерский учет организация не имеет права. Если хозяйственные операции не фиксировались согласно законодательству Российской Федерации, а бухотчетность не составлялась и не предоставлялась в контролирующие государственные органы, предприниматель подпадает под ответственность:
- 1. За грубое пренебрежение правилами предоставления бухгалтерской документации и ведения соответствующего учета, а также сроков и порядка сбережения всех бухгалтерских документов должностных лиц ждет штраф в размере 2-3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАп);
- 2. Если в фискальные органы в должные сроки не были предоставлены требуемые по закону сведения о хозяйственной деятельности, граждане заплатят штраф в размере 100-300 руб. (за каждый выявленный случай), а должностные лица рискуют 300-500 руб. за каждую просрочку или непредоставление данных (ст. 15.6 КоАп).
Цели бухгалтерского учета
Бухучет необходим прежде всего для самого предпринимателя. Именно ведение учета позволяет сформировать полную картину данных об имущественном состоянии и деятельности организации в ее динамике нужно не только для констатации фактов, но и для прогнозов. И бухгалтерский учет решает такие задачи для бизнеса и предпринимателя:
- Актуальное и постоянное предоставление руководству структурированной, объективной и точной экономической информации.
- Выяснение резервов имущественных активов организации для реализации финансовой устойчивости фирмы.
- Реализация контролирующей функции со стороны государства и внешних контрагентов.
- Минимизация негативных исходов хозяйственной деятельности.
Процесс бухгалтерского учета
Значимые факторы для бухучета:
- Определение финансовой структуры предприятия. Необходимо определит его имущественные активы, капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств.
- Измерение денежного эквивалента приведенных активов способом, которые применим для отражения в бухгалтерской отчетности.
- Предоставление данных в предусмотренной законом форме.
Принципы ведения бухучета
Бухгалтерский учет ведет не в вольной форме, а только в строгом соответствии с положениями, которые приняты и утверждены на законодательном уровне.
- Принцип автономности. Учитывает информация, которая относится к собственному имуществу организации.
- Принцип двойной записи. Баланс составляется по двойным счетам – дебиторским и кредиторским, которые должны совпадать в числовом соотношении.
- Принцип действующей организации предусматривает обязательное выполнение организацией принятых на себя обязательств в прогнозируемом будущем.
- Принцип объективности. Деятельность организации должна отражаться в документации и регистрируется на всех этапах учета.
- Принцип осмотрительности не дает возможности завышать активы и занижать обязательства.
- Принцип периодичности. Баланс составляется в четко оговоренные периоды – месяц, квартал, полугодие, учетный год.
- Принцип конфиденциальности. Данные бухгалтерского учета, которые предназначены для внутреннего использования и не попадают в категорию отчетности перед госорганами, могут составлять положения коммерческой тайны.
- Принцип денежного измерения. Единицей измерения в бухучете является валюта страны.
- Принцип преемственности.
- Принцип начислений. Финансовые операции фиксируются на стадии возникновения.
Основные определения бухгалтерского учета
Для того чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим набор приемов и способов, которые и составляют метод бухучета. Он включает в себя ряд важных элементов:
- Бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций.
- Документирование – письменное фиксирование хозяйственной деятельности.
- Оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте.
- Инвентаризация – регулярная проверка путем взвешивания имущества, которое находится на балансе предприятия. Проводится проверка путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств. Сравнение полученных результатов с данными бухучета.
- Двойная запись – отображение хозяйственных операций на счетах бухучета. Каждая операция вносится одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковые суммы.
- Бухгалтерский баланс. Один из важнейших источников информации и способ экономического группирования имущества организации согласно источникам формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени.
- Бухгалтерская отчетность. Показатели отчета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени.
- Калькулирование. Вычисление себестоимости единицы продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.