Бухгалтерский учет в гостинице

Виды услуг в сфере гостиничного бизнеса

Предприятия предлагают клиентам различные услуги гостиничного типа, представленные в виде форм:

  • Гостиницы. Это места временного проживания, которые предоставляются клиентам за определенную плату. Также гостиницы предоставляют перечень дополнительных услуг. Гостиницами могут быть признаны предприятия, где количество номеров больше 10.
  • Отели. Также места временного проживания, которые предоставляют такие же услуги, как и гостиницы. В российской классификации гостиниц понятия «отель» не существует.
  • Хостелы. Бюджетные предприятия для временного проживания с отсутствием отдельных номеров. Плата взимается с клиента за отдельное койко-место.

Особенности бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе

Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе имеет как особенности в учете доходов, так и особенности в учете расходов.

В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н, учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным в ФСБУ.

В п. 7.1 ПБУ 1/2008 говорится, что в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ ничего нет, то компания должна разработать соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами. При этом нужно последовательно использовать следующие документы:

  • МСФО.
  • Положения федеральных или отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным или связанным вопросам.
  • Рекомендации в области бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет доходов в РФ регулируется ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. Гостиница ничего не продает и ничего не производит, она только оказывает услуги.

Выручка отеля признается при наличии следующих условий:

  • Организация имеет право на ее получение, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом.
  • Сумма выручки может быть определена.
  • Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод компании.
  • Услуга оказана.
  • Расходы, которые будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В отношении разных по характеру и условиям оказания услуг компания может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки.

Основной доход гостиницы

Основной доход отеля - предоставление номеров. Основной вопрос признания доходов заключается в вопросе – в какой момент нужно признавать выручку?
Есть два варианта:

  • После оказания услуг. Например, клиент съехал и сдал ключи от номера.
  • По мере того, как у клиента возникает обязанность оплатить уже оказанную услугу.

Специалисты предлагают выбирать вариант признания выручки в зависимости от продолжительности проживания клиентов:

  • Если предполагается кратковременное проживание, то выручку стоит признавать в момент полного оказания услуги, когда клиент сдал номер.
  • Если предполагается долговременное проживание, то целесообразно признавать выручку по мере оказания услуги на каждую отчетную дату.

Есть особенности и с оформлением первичной документации. Нужно ли заключать договор? Да, нужно.

Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (Правила предоставления), исполнитель обязан заключать с потребителем договор путем составления документа, подписанного двумя сторонами (независимо от того, кто является клиентом - юридическое или физическое лицо). Нужно ли составлять акт о получении клиентом услуги? Это не обязательно. Акт необходим в случае выполнения работ - для фиксации момента, после которого все риски, относящиеся к результату выполненной работы, переходят к заказчику. Так как услуга потребляется прямо в процессе ее оказания, в составлении акта просто нет смысла (особенно в отношениях с заказчиками - физическими лицами). Подтверждением факта оказания услуги может быть, например, запись в книге регистрации проживающих об их въезде и убытии.

Бронирование в гостинице

Как указано в Правилах предоставления, бронирование номеров — это предварительный заказ мест или номеров в гостинице заказчиком или потребителем.

Бронирование может считаться действительным с момента получения заказчиком уведомления, содержащего как минимум сведения о наименовании исполнителя, заказчике или потребителе, категории заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице. При этом потребитель или заказчик вправе аннулировать заявку.

Услуга бронирования может считаться оказанной только в том случае, если заказчик заехал в свой номер. В этом случае гостиница получает право требовать плату за бронирование.

Если по вине клиента будет допущен простой номера, то взыскание с клиента компенсации за простой — это не оплата услуги, а возмещение убытков из-за нарушения условий заключенного договора. А санкции за нарушение договорных обязательств являются прочими доходами (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Однако, если клиент откажется платить добровольно, с признанием дохода нужно будет повременить. Ведь придется обращаться в суд. Поэтому исходя из п. 13 и п. 27 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н, возможное возмещение является только условным активом, информация о котором отражается не в бухгалтерском учете, а в пояснениях к финансовой отчетности.

В состав прочих доходов сумма компенсации попадет только после решения суда или согласия клиента на оплату.

Бухгалтерские проводки

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62.

Он активно-пассивный: используется для отражения дебиторской и кредиторской задолженности. Обойтись в гостинице без его использования, применяя только счета 50 и 51, невозможно.

Проводку Дебет 50, (51) Кредит 90.1 можно сделать только при оказании дополнительных услуг (например, когда клиент оплачивает услугу прачечной). В этом случае все условия для признания выручки соблюдаются уже в момент платежа.

Однако при оплате проживания оплата производится в момент заезда, а выручка гостиницы признается только в момент выезда клиента или на отчетную дату. В любом случае получение денег при заезде клиента — это получение аванса.

Руководство компании должно иметь возможность получать информацию о состоянии расчетов с каждым своим клиентом в любое время. Поэтому, если какой-то параллельной программы для учета клиентов в гостинице нет, каждый ее клиент должен быть отражен как контрагент на счете 62.

Расходы гостиницы

Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, поэтому все затраты, собранные в течение месяца, подлежат списанию на себестоимость реализованных гостиничных услуг. Но есть и специфические расходы, которые относятся только к гостиничным комплексам.

Форменная одежда

Гостиничный персонал, как правило, имеет отличительную форму одежды. Все вопросы, относящиеся к форменной одежде персонала гостиницы, регулируются распоряжениями ее администрации.

Форменная одежда, как правило, может находиться в эксплуатации более года.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные для признания их основными средствами, но стоимостью не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Порядок учета материально-производственных запасов установлен в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01).

Форменная одежда принимается к учету по фактической себестоимости. Учитывается она на счете 10. К нему могут быть открыты субсчета:

  • 10-12 «Форменная одежда на складе».
  • 10-13 «Форменная одежда в подразделениях».

Благоустройство территории

К особенностям благоустройства гостиницы можно отнести:

  • Асфальтирование территории или укладку тротуарной плитки.
  • Установка скамеек, ограждений.
  • Устройство уличного освещения.
  • Организация мест для парковки.
  • Посадка многолетних насаждений, разбивка цветников, газонов и клумб.
  • Устройство фонтанов и автоматических систем полива.
  • Устройство малых архитектурных форм.

Все эти объекты благоустройства отвечают требованиям признания активов основными средствами:

  • Коммерческое использование.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Не могут быть проданы в процессе эксплуатации.

Кроме того, в п. 5 ПБУ 6/01 сказано, что к основным средствам относятся многолетние насаждения.

Объекты внешнего благоустройства исходя из п. 7 и п. 8 ПБУ 6/01 принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется как сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, пригодного к эксплуатации, без учета НДС.

Если объект под определение основного средства не подпадает (например, ежегодно обновляемые цветочные композиции), то затраты на его создание можно списывать сразу - в дебет счетов 20 или 26.

Что Вы получаете, сотрудничая с нами

Вы получаете партнёра-единомышленика, отношения с которым построены на исключительном доверии. Сначала ценности, а потом бизнес, как в прошлом веке, когда дворяне заключали договор рукопожатием.

Запрос на встречу
Гарантию экологичного и стабильного роста Вашего бизнеса
Уверенность в качестве и чистоте Вашего бухгалтерского и налогового учёта
Спокойствие и удовольствие от ведения бизнеса
Надёжного партнёра-единомышленника, заинтересованного в Вашем успехе
Возможность заниматься стратегическими задачами, не отвлекаясь на операционные процессы
Гордость за наш общий вклад в развитие предпринимательства в России

Мы с Вами - это синергия экологичности, честности и профессионализма, которая гарантировано ведёт к стабильному росту бизнеса.

Услуги по бухгалтерскому обслуживанию

edit_noteНаименование услуги

Экспресс анализ состояния учёта
Формирование учетной политики организации
Калькулятор услуг бухгалтерского учёта
Проведение сверки расчетов по налогам, сборам и взносам ИФНС
Постановка бухгалтерского учёта
Формирование бухгалтерской отчетности
Услуги для иностранных организаций и посольств
Постановка и ведение воинского учета

Сертификаты и лицензии