Виды услуг в сфере гостиничного бизнеса
Предприятия предлагают клиентам различные услуги гостиничного типа, представленные в виде форм:
- Гостиницы. Это места временного проживания, которые предоставляются клиентам за определенную плату. Также гостиницы предоставляют перечень дополнительных услуг. Гостиницами могут быть признаны предприятия, где количество номеров больше 10.
- Отели. Также места временного проживания, которые предоставляют такие же услуги, как и гостиницы. В российской классификации гостиниц понятия «отель» не существует.
- Хостелы. Бюджетные предприятия для временного проживания с отсутствием отдельных номеров. Плата взимается с клиента за отдельное койко-место.
Особенности бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе
Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе имеет как особенности в учете доходов, так и особенности в учете расходов.
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н, учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным в ФСБУ.
В п. 7.1 ПБУ 1/2008 говорится, что в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ ничего нет, то компания должна разработать соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами. При этом нужно последовательно использовать следующие документы:
- МСФО.
- Положения федеральных или отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным или связанным вопросам.
- Рекомендации в области бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет доходов в РФ регулируется ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. Гостиница ничего не продает и ничего не производит, она только оказывает услуги.
Выручка отеля признается при наличии следующих условий:
- Организация имеет право на ее получение, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом.
- Сумма выручки может быть определена.
- Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод компании.
- Услуга оказана.
- Расходы, которые будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
В отношении разных по характеру и условиям оказания услуг компания может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки.
Основной доход гостиницы
Основной доход отеля - предоставление номеров. Основной вопрос признания доходов заключается в вопросе – в какой момент нужно признавать выручку?
Есть два варианта:
- После оказания услуг. Например, клиент съехал и сдал ключи от номера.
- По мере того, как у клиента возникает обязанность оплатить уже оказанную услугу.
Специалисты предлагают выбирать вариант признания выручки в зависимости от продолжительности проживания клиентов:
- Если предполагается кратковременное проживание, то выручку стоит признавать в момент полного оказания услуги, когда клиент сдал номер.
- Если предполагается долговременное проживание, то целесообразно признавать выручку по мере оказания услуги на каждую отчетную дату.
Есть особенности и с оформлением первичной документации. Нужно ли заключать договор? Да, нужно.
Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (Правила предоставления), исполнитель обязан заключать с потребителем договор путем составления документа, подписанного двумя сторонами (независимо от того, кто является клиентом - юридическое или физическое лицо). Нужно ли составлять акт о получении клиентом услуги? Это не обязательно. Акт необходим в случае выполнения работ - для фиксации момента, после которого все риски, относящиеся к результату выполненной работы, переходят к заказчику. Так как услуга потребляется прямо в процессе ее оказания, в составлении акта просто нет смысла (особенно в отношениях с заказчиками - физическими лицами). Подтверждением факта оказания услуги может быть, например, запись в книге регистрации проживающих об их въезде и убытии.
Бронирование в гостинице
Как указано в Правилах предоставления, бронирование номеров — это предварительный заказ мест или номеров в гостинице заказчиком или потребителем.
Бронирование может считаться действительным с момента получения заказчиком уведомления, содержащего как минимум сведения о наименовании исполнителя, заказчике или потребителе, категории заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице. При этом потребитель или заказчик вправе аннулировать заявку.
Услуга бронирования может считаться оказанной только в том случае, если заказчик заехал в свой номер. В этом случае гостиница получает право требовать плату за бронирование.
Если по вине клиента будет допущен простой номера, то взыскание с клиента компенсации за простой — это не оплата услуги, а возмещение убытков из-за нарушения условий заключенного договора. А санкции за нарушение договорных обязательств являются прочими доходами (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Однако, если клиент откажется платить добровольно, с признанием дохода нужно будет повременить. Ведь придется обращаться в суд. Поэтому исходя из п. 13 и п. 27 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н, возможное возмещение является только условным активом, информация о котором отражается не в бухгалтерском учете, а в пояснениях к финансовой отчетности.
В состав прочих доходов сумма компенсации попадет только после решения суда или согласия клиента на оплату.
Бухгалтерские проводки
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62.
Он активно-пассивный: используется для отражения дебиторской и кредиторской задолженности. Обойтись в гостинице без его использования, применяя только счета 50 и 51, невозможно.
Проводку Дебет 50, (51) Кредит 90.1 можно сделать только при оказании дополнительных услуг (например, когда клиент оплачивает услугу прачечной). В этом случае все условия для признания выручки соблюдаются уже в момент платежа.
Однако при оплате проживания оплата производится в момент заезда, а выручка гостиницы признается только в момент выезда клиента или на отчетную дату. В любом случае получение денег при заезде клиента — это получение аванса.
Руководство компании должно иметь возможность получать информацию о состоянии расчетов с каждым своим клиентом в любое время. Поэтому, если какой-то параллельной программы для учета клиентов в гостинице нет, каждый ее клиент должен быть отражен как контрагент на счете 62.
Расходы гостиницы
Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, поэтому все затраты, собранные в течение месяца, подлежат списанию на себестоимость реализованных гостиничных услуг. Но есть и специфические расходы, которые относятся только к гостиничным комплексам.
Форменная одежда
Гостиничный персонал, как правило, имеет отличительную форму одежды. Все вопросы, относящиеся к форменной одежде персонала гостиницы, регулируются распоряжениями ее администрации.
Форменная одежда, как правило, может находиться в эксплуатации более года.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные для признания их основными средствами, но стоимостью не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Порядок учета материально-производственных запасов установлен в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01).
Форменная одежда принимается к учету по фактической себестоимости. Учитывается она на счете 10. К нему могут быть открыты субсчета:- 10-12 «Форменная одежда на складе».
- 10-13 «Форменная одежда в подразделениях».
Благоустройство территории
К особенностям благоустройства гостиницы можно отнести:
- Асфальтирование территории или укладку тротуарной плитки.
- Установка скамеек, ограждений.
- Устройство уличного освещения.
- Организация мест для парковки.
- Посадка многолетних насаждений, разбивка цветников, газонов и клумб.
- Устройство фонтанов и автоматических систем полива.
- Устройство малых архитектурных форм.
Все эти объекты благоустройства отвечают требованиям признания активов основными средствами:
- Коммерческое использование.
- Длительный срок эксплуатации.
- Не могут быть проданы в процессе эксплуатации.
Кроме того, в п. 5 ПБУ 6/01 сказано, что к основным средствам относятся многолетние насаждения.
Объекты внешнего благоустройства исходя из п. 7 и п. 8 ПБУ 6/01 принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется как сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, пригодного к эксплуатации, без учета НДС.
Если объект под определение основного средства не подпадает (например, ежегодно обновляемые цветочные композиции), то затраты на его создание можно списывать сразу - в дебет счетов 20 или 26.